Перейти к содержанию

Путин и Сталин — кто более…

Если б Путин был генсек, он б имел… Ну, в целом, пожалуй имел бы меньше, чем сейчас. И в моральном плане и, тем более, материальном. В СССР высшее руководство конечно не бедствовало, но люди были попроще, запросы меньше, а соблазнов и вовсе почти не возникало.

Так вот, если представить, что Советский Союз не развалился, а просто сократился до размеров России — многое ли бы изменилось? Первое, что приходит в голову — генсек был бы сейчас точно другой. Путин на это место не попал бы никаким образом. Но это если бы всё продолжалось, как в позднем СССР.

А если заглянуть немного раньше — вполне мог бы. Так же, как Сталин. И вот тут и начинаются параллели, которых между правлениями Путина и Сталина можно провести довольно много. В общем-то, в стране происходило примерно то же самое — разруха — наведение порядка — стабильность (с параллельными репрессиями) — маленькие войны — присоединение новых территорий — большая война. Единственно, различие в том, что последнего пункта Сталин явно не желал.

Он б имел... Ну, в целом, пожалуй имел бы меньше, чем сейчас. И в моральном плане и, тем более, материальном.

Ну и конечно — «спасибо вождю за то, что мы вообще существуем», «Путин — это и есть Россия», и «Страшно представить, как бы мы без него». При этом, когда Сталин всё-таки умер, оказалось, что и без него жить можно и даже лучше, чем с ним. А после 20 съезда недавние сталинские соратники в первых рядах побежали рассказывать о «культе личности» и «перегибах» сталинского правления.

Нет, я не сравниваю Путина и Сталина, это глупо по многим причинам. Но аналогии сами напрашиваются. Уровень репрессий сейчас конечно не такой, но и возможностей у Путина намного меньше. Пока.

Авторитарное правление было характерно для довоенного Советского Союза, а после смерти Сталина, политика определялась всё-таки коллегиально. Если уж не всем составом Политбюро, то в результате консенсуса наиболее влиятельных его членов. То есть как бы странно это не звучало, с элементами демократии. А генсеков хоть и называли «дорогими товарищами» и изучали их «великие» книги, но культа как такового уже всё-таки не было. То есть послесталинский СССР политически оказывается даже более прогрессивным государством.

Пойдём ли мы дальше по пути Советского Союза, или есть надежда на улучшение, или будет всё намного хуже и Путиным всё и закончится, причём для всего мира — гадать глупо. Оглядываясь на историю страны, в какие-то коренные перемены верится слабо.

Путин, на самом деле — идеальный руководитель страны типа Советского Союза. Он СССР хоть и критикует, по сути является плотью от плоти его ядра — КГБ-КПСС. Вся его политика построена на советской идеологии — пропаганда превосходства и «особенного пути», ограничение свобод, и готовность пожертвовать сколь угодно большим количеством граждан ради «величия» государства.

А вот почему сами граждане готовы отдать жизнь за то, что им скажут — попробуем разобраться в следующей статье.

P.S. Цитата из романа В. Войновича «Монументальная пропаганда» (изданного в 2000 году, чтобы были понятны некоторые детали):

— А скажите мне, Адмирал, вот что. Еще недавно мы жили при ужасном тоталитарном режиме. У нас не было свободы. Мы не могли читать книги, которые хотели читать, нам мешали верить в Бога, нам запрещалось критиковать правительство, рассказывать анекдоты, слушать иностранное радио, говорить о смерти, о сексе, торговать, ездить за границу. Мы выбирали одного депутата из одного кандидата и все мечтали о свободе. И вот она пришла, но она нам не нравится. И очень многие хотят возвращения старых порядков, даже мечтают о Сталине. В чем, собственно, дело?
— Я вам отвечу так, — сказал Адмирал. — До недавнего времени мы жили в зоопарке. У всех свои клетки. У хищников одни, у травоядных другие. Все обитатели зоопарка, естественно, мечтали о свободе и рвались из клеток вон. Теперь нам клетки открыли. Мы вышли на волю и увидели, что здесь за удовольствие побегать по травке можно заплатить своей жизнью. Здесь безусловно хорошо только хищникам, которые теперь свободны пожирать нас в ничем не ограниченных количествах. И наглядевшись на эту свободу, натерпевшись страху, мы думаем: не лучше ль вернуться в клетку, но и хищников туда же вернуть? Их все равно будут кормить нами, но зато по норме. И поэтому мы смотрим вокруг и ищем…
— Кого? — спросил я.
— Ну, скажем, директора зоопарка. Который наведет порядок и всех рассадит по своим клеткам, хищников подкармливать будет, но и нам выделит сена, капусты, а иногда за хорошее поведение и морковкой побалует.
— Под директором вы имеете в виду Сталина?
— Кого-то вроде него.
— Он будет коммунистом?
— Я думаю, он назовет себя как-то иначе. Но Епэнэмэ, которое он нам придумает, не будет сильно отличаться от предыдущего, потому что вообще вариантов немного. Основа его — мечта о счастье всем поровну. Как ее достичь, рецепт известен: у богатых отнять, бедным раздать, чиновников наказать, врагов уничтожить.
— Но ведь уже известно, что эта мечта недостижима, потому что…
— Да мы знаем все почему. Каждый отдельный человек знает. Но отдельные человеки, собравшись вместе, превращаются в народ. А народ это существо наивное. Он готов тысячу раз обмануться и в тысячу первый раз поверить.
— Но ведь надо поверить не только во что-то, а еще и в кого-то.
— Правильно соображаете, — усмехнулся Адмирал. — Но этот кто-то, он уже на подходе. Он уже перед зеркалом репетирует жесты.
— Вы даже знаете, как он выглядит?
— Ну, конечно же, знаю, — сказал Адмирал. — Он скромно одет. Во что-то полувоенное. В быту неприхотлив. К материальным ценностям равнодушен. К предметам роскоши тем более. Ростом невысок, но коренаст, держится загадочно, говорит медленно, негромко, но всегда уверенно. Жесты у него скупые, но выразительные. Мужчин одним взглядом приводит в ужас, женщин в иное состояние, но импотент.
— Обязательно импотент?
— Обязательно. Настоящим народным кумиром может стать только человек, для которого нет никаких страстей и соблазнов, кроме безграничной власти над телами и душами.
— Ничего себе образ вы нарисовали!
— Обыкновенный образ, — сказал Адмирал. — Обыкновенный образ тирана. Люди такого рода большим разнообразием не отличаются.

Читать В. Войнович «Малиновый пеликан» бесплатно и полностью

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *