Перейти к содержанию

«Сделано у нас» — завод проработал 4 года и развалился

Есть такой канал на Дзене «Сделано у нас», где с гордостью рассказывают о построенных в России заводах, ракетах и пароходах. Сегодня и у меня история об одном заводе, как мне кажется, гораздо более типичная чем победные рапорты о наших свершениях.

Серпуховский лифтостроительный завод (СЛЗ)

Открылся в 2013 году. Инвестиции в строительство и оборудование составили более 3 миллиардов рублей. Естественно завершение строительства нового предприятия преподносилось, как огромное достижение российского государства. Существуй тогда Дзен, тот же «Сделано у нас» наверняка разразился бы панегириком. Через некоторое время даже Медведев (бывший тогда премьер-министром) приехал и объявил завод «одним из лучших предприятий» страны.

Знаменитое селфи Медведева в лифте

СЛЗ сегодня
СЛЗ сегодня

Почему эта история типичная

Застройщиком и владельцем завода являлась группа компаний «СУ-155». Как понятно из названия, когда-то это было обычное советское стройуправление. В 1993 году его удачно приватизировал тогдашний директор Михаил Балакин. Он быстро обзавёлся нужными знакомствами, прежде всего с женой Лужкова Еленой Батуриной, с которой тесно сотрудничал, и замом мэра Москвы по строительству Ресиным. Не удивительно, что в кризис 2008 года, когда компания стала лидером по количеству полученных исков о банкротстве, Балакину оказало помощь государство.

После ухода Лужкова, нашёлся другой полезный знакомый — министр обороны Сердюков. Знаменитая впоследствии подруга Сердюкова Евгения Васильева руководила подразделением СУ-155 в Питере.
В лучшие времена госзаказы составляли до 75% всего портфеля компании. СУ-155 с завидной регулярностью выигрывала тендеры, в которых, по странному стечению обстоятельств частенько оказывалась единственным участником.

Но тут случилась неприятность — дело «Оборонсервиса». Вместо Сердюкова назначили Шойгу, у которого имелись собственные друзья. Никаких других полезных знакомств у Балакина не оказалось и компания быстро покатилась к банкротству.

Мне кажется, это вполне типичная история. В нашем государстве главное не эффективность предприятия, а его близость к власти. И когда близкие отношения с власть предержащими по какой-то причине заканчиваются — заканчивается и бизнес. Такое вот в России предпринимательство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *