Карта сайта » Путешествия » Вьетнам
В Азию едут за экзотикой (не будем принимать во внимание морской отдых - это совсем отдельная история). Конечно, есть увлечённые люди, которые хотят посмотреть на то что они уже заочно знают, но, в случае с азиатскими странами, таких всё же относительно немного. Перед поездкой я честно пытался осилить книжку по истории Вьетнама, но дочитать её до конца так и не смог. А из того, что прочитал, в памяти не осталось ничего, кроме главной вьетнамской фамилии - Нгуен. :) Всё-таки очень уж это далеко и незнакомо - во всех смыслах.
Как ни странно, лучше всего различия иллюстрируют изображения мифических существ.
Кто это? :-0
А это? :-0
Можете представить себе подобных персонажей в русских народных сказках?
Хотя, именно с Вьетнамом, у нас имеется нечто общее. По крайней мере, было.
Мандат товарища Нгуен Ти Мин Хай (которую советские товарищи почему-то назвали Фан-Лян :) на VII Конгрессе Коммунистического Интернационала 1935
Не буду распространяться о том, что Вьетнам и сейчас социалистическая страна, поскольку не знаю, в чём это выражается. Пионеров видел, плакаты попадаются соответствующие, но не более того.
Вьетнам - 101 годовщина Великой Октябрьской Социалистической Революции
Не скажу, как сейчас, но раньше в школах учили русский язык. Мне это поведала девушка в турагентстве, пытавшаяся даже вставлять в разговор русские слова. :)
Вообще, вьетнамцы очень дружелюбные и непосредственные. Конечно, в местах большого скопления туристов, достаточно много разного рода жуликов, но это явление международное.
Однако, об экзотике.
Экзотика началась прямо в аэропорту. Подавляющее большинство пассажиров (вьетнамцев, разумеется) регистрировало невообразимое количество огромных тюков багажа. В результате, приехав в аэропорт как обычно, за 2 часа до вылета, через полтора часа я до стойки регистрации багажа так и не добрался. Понадобилась помощь работников аэропорта, чтобы всё-таки попасть в самолёт. На обратный самолёт, кстати, тюков у пассажиров было нисколько не меньше, но там хоть рейсов (и людей) было не так много.
Полёт проходит над территориями, где мало кто бывал - посмотреть интересно. Больше всего меня поразили великие азиатские реки, которые даже с высоты 10 км. выглядят очень широкими, и Пакистан - страна, состоящая наполовину из пустыни, наполовину из гор.
Ганг
Пакистан
Лахор
После пассажиров в самолёте остались огромные кучи мусора... У вьетнамцев нет привычки бросать мусор в урны. Да и сами урны во Вьетнаме нужно ещё поискать - как правило они имеются только возле музеев и прочих культурных учреждений. Так что там раздолье для людей, которых у нас тоже хватает - действующих по принципу "где развернул, там и бросил". Более того, вьетнамцы и бытовые отходы бросают, как сначала кажется, где попало. При этом, не сказать, чтобы улицы были завалены мусором - до стерильной чистоты далеко, но вполне сравнимо с нашими городами. На самом деле, есть в этом некоторый порядок - бросают-таки не совсем где попало, а на обочины дороги, откуда мусор достаточно часто собирают специальные люди.
Главный местный суп - фо, представляет собой наваристый бульон с рисовой лапшой, говядиной (фо-бо) или курицей (фо-га) и травами-пряностями. Очень вкусно.
Вообще, лапша почти всегда используется рисовая. Даже в супермаркетах есть полки с просто лапшой, а есть с лапшой из муки. :) Ну и сам рис, конечно - основной гарнир.
Приправляются блюда, чаще всего, рыбным соусом - некой вонючей субстанцией разной густоты. Если не злоупотреблять, вполне съедобно.
Разные сушёные деликатесы щедро засыпаются пряностями, даже, если это не морепродукты или мясо, а фрукты и ягоды.
Суп фо
Вьетнамский алкоголь отвратителен. Вьетнамское вино, изготовляемое из местного винограда, вообще на вино не похоже, даже самое дорогое (причём оно действительно дорогое, а для Вьетнама - просто нереально дорогое). Ром средней ценовой категории - хуже самой плохой самогонки. Пиво - вода-водой. Ещё, естественно, продают настойки на разной нечисти, якобы целебные, но это я даже не пытался пробовать. Не из брезгливости, а просто потому, что и так понятно - это обычный развод туристов.
Вьетнам - Настойки на гадах
Сами вьетнамцы питаются с уличных лотков, где готовят всё тот же суп Фо и лапшу с разными добавками. Рассаживаются тут же - кто на низеньких стульчиках, а кто и просто на бордюре или ступеньке.
Вьетнамское утро
Встречаются и заведения, похожие на настоящие кафе и даже рестораны, но там еда стоит заметно дороже и рассчитано это в основном, на туристов. Впрочем, и там не так уж дорого, но, хочется надеяться, чище. Просто одно дело, купить с уличного лотка мясо, приготовленное на гриле и совсем другое есть суп из тарелки, которую неизвестно как и в чём мыли.
Огромное разнообразие фруктов. Из тех, что у нас не продаются, мне больше всего понравился джекфрут. Сам фрукт огромный - вес может достигать нескольких десятков килограмм, но продают его конечно не целиком, только сладкую жёлтую мякоть. Знаменитый дуриан я тоже попробовал. Воняет действительно сильно, но, мне кажется, именно сильно, а не противно. На вкус достаточно приятный.
Вьетнам - Фрукты
Конечно, во Вьетнаме всё намного дешевле. Но вот купить что-то из одежды вряд ли получится - слишком разный тип фигуры. Дело не в размере, как таковом, хотя, естественно, больших размеров тут нет (потому что больших вьетнамцев не бывает :) - просто пропорции фигуры европейца и вьетнамца разные.
О вьетнамском языке говорить много не приходится - освоить хотя бы пару слов нереально. Основной смысл - в разной тональности гласных, а это даже услышать сложно, не говоря уже о воспроизведении. Одно и то же слово может означать с десяток понятий, в зависимости от произношения.
Климат Вьетнама.
Вьетнам не так уж велик по площади территории, но весьма вытянут с севера на юг - около 2 тыс. км. Соответственно, в одно и то же время, в разных частях страны, может быть очень разная погода. Речь, конечно, не о холоде :), а о сезоне дождей, который на севере, в центре и на юге наступает в разное время.
Хотя, я был во Вьетнаме и в сезон дождей тоже, и ничего особенно страшного в этом не нашёл. Дожди шли далеко не каждый день, а когда дождь всё-таки был, продолжался он очень недолго - 10-15 мин. Правда, лил очень сильно. В сезон дождей, в общем-то и купаться вполне можно - вода теплая. Вот только волны могут быть слишком большими.
Вьетнам - Дождь
Из Ханоя предлагаются несколько экскурсий. Цены везде одинаковые - можно смело обращаться в первое попавшееся агентство или заказать на ресепшене отеля. Я выбрал поездку в Май Чау (Mai Chau).
Это живописная долина, в которой расположена так называемая этническая деревня. В данном случае не вьетнамская, а какой-то тайской народности, быт которого не слишком изменился за последние несколько столетий. Ну, разве что появилась возможность зарабатывать на туристах :) продажей домотканых полотен и разного рода сувениров.
Вьетнам - Май Чау
Вьетнам - Май Чау. Рисовое поле
Вьетнам - Май Чау. Традиционный дом
Вьетнам - Май Чау. Ткачиха
Туристов возят много, часть их даже остаётся ночевать и бродит по деревне, но, странным образом, в туристический аттракцион всё это не превратилось. Люди занимаются своими делами и, кажется, на чужаков внимания не обращают (исключая, конечно, тех, кто непосредственно обслуживает туристов).
Ехать около трёх часов, так что экскурсия на весь день. Но сама дорога тоже интересна - есть возможность посмотреть на деревенский Вьетнам.
Сувениры каждый выберет по своему вкусу, а я хочу сказать о том, что можно купить во Вьетнаме качественного и дешёвого.
Во первых, фрукты. Качество и цены не сравнимы с тем, что продают у нас, не говоря уже о том, что они тут есть такие, каких дома и не видели. Рекомендуется всё попробовать и выбрать наиболее понравившиеся. Некоторые можно покупать недозрелые, чтобы меньше мялись и дозрели уже дома (например, манго точно можно). Перевозить мне удобнее в чемодане, в пластиковых коробках. Коробки везти не нужно, в супермаркетах найдёте на любой вкус. Вообще, фрукты разрешается брать в самолёт в качестве ручной клади, продают даже специальные корзинки, но это чревато привлечением нежелательного внимания на границе (на нашей, в основном). Дуриан запрещено провозить в любом багаже - не потому, что он такой ценный (хотя, он действительно не слишком дешёвый), а из-за запаха.
Кофе и чай. Местный кофе на любителя - кому-то нравится, кому-то нет. А вот чай отличный, но, только зелёный. Чёрный встречается редко, и качество так себе. Хотя, много китайского чая, тоже по хорошей цене.
Аэрофлот выполняет рейсы в Ханой и Хошимин. Рейсов с пересадкой много, но, лично я особенного смысла в них не вижу. Экономия не слишком существенная, а время в пути, как правило, увеличивается значительно. При том, что и прямой-то перелёт длится 9 часов...
Вьетнамские аэропорты порадовали весьма умеренными ценами на еду и, практически не отличающимся от уличного, курсом обмена валюты.
Главный шок для человека впервые попавшего в Юго-Восточную Азию - дорожное движение. Машин мало, основные участники движения - мотороллеры разного возраста и разных размеров. В городе это часто сплошной поток, причём все постоянно сигналят и нисколько не заботятся о соблюдении правил. К примеру, человек на мотороллере, едущий в правом ряду широкой пятиполосной дороги, вдруг вспоминает, что ему нужно обратно и тут же, под прямым углом пересекает всю проезжую часть. При этом я ни разу не видел никаких аварий, вероятно потому, что скорость такого потока очень маленькая и водители успевают реагировать на возникающие препятствия.
Поэтому и переход дороги, на самом деле, не такое уж опасное предприятие, как может показаться. Поскольку правил никаких нет, то и пешеходы пересекают улицу где попало. Нужно только медленно идти с постоянной скоростью, тогда приближающийся транспорт будет тебя аккуратно объезжать или притормаживать. Главное не дёргаться, иначе водители просто не смогут понять, где ты окажешься в следующий момент. На светофорных перекрёстках, впрочем, можно переходить безбоязненно - весь транспорт останавливается. Ну, или почти весь. :) Если светофора поблизости нет, а в себе Вы не уверены, есть вариант подождать, когда соберётся переходить дорогу какой-нибудь вьетнамец и и держаться рядом с ним.
Кстати, по тому, как турист пересекает проезжую часть можно с большой вероятностью определить, насколько давно он приехал. К примеру, нерегулируемые пешеходные переходы во Вьетнаме, существуют, просто чтобы было "как у всех". На них никто никогда не останавливается. А недавно прибывшие туристы долго стоят и ждут, когда их пропустят.
В качестве такси во Вьетнаме используются всё те же мотороллеры, хотя, достаточно много и нормальных машин. Я на мотороллерах не ездил, поскольку, когда мне понадобилось добраться до довольно отдалённого торгового центра, оказалось, что они хотят за это сумму, сравнимую со стоимостью поездки на нормальном такси (с несравнимым комфортом, понятное дело). Так что я предпочёл машину. Это в принципе, тоже недорого, хотя есть нюанс. Таксисты обязаны включать счётчик и, те два раза когда я ездил, они это делали. Но счётчик может работать в двух режимах - по километражу или по времени. Естественно, таксист включает тот режим, который ему в данный момент выгоднее. В принципе, при посадке можно заранее этот момент обговорить, если, конечно, вообще удастся друг друга понять. :)
Кстати, один из таксистов пытался угадать, откуда я приехал. Первый вариант был - Япония. :) Я, конечно, читал, что все белые для азиатов на одно лицо, но то что для вьетнамца и японцы выглядят, как европейцы, для меня было новостью. :)
Городской общественный транспорт - автобусы. Дёшево и вполне комфортабельно. Встречаются даже с кондиционерами. Информацию о том, какой автобус нужен, лучше добыть заранее. На месте разобраться нереально.
Междугородние автобусы во Вьетнаме тоже, конечно, имеются, но пользоваться ими есть смысл только на небольшие расстояния. Дороги, в основном, плохие и дальняя поездка займёт очень много времени. Например, добраться из Ханоя или Хошимина в центр Вьетнама (около 700 км.) меньше, чем за 15-16 часов не получится. Поэтому, на таких маршрутах используются так называемые слип-басы, в которых можно ехать лёжа, что понятное дело, удобнее, но времени поездки никак не сокращает.
Проще лететь самолётом. Цены на внутренние перелёты очень демократичные. Перелёт по упоминавшемуся выше маршруту займёт чуть более часа со стоимостью всего раза в два выше стоимости автобуса.
Кстати, порадовали цены на еду во вьетнамских аэропортах - они очень демократичные. Конечно, несколько выше, чем на улице, но не намного. Ну и сервис там вполне европейский, в отличие от уличных кафе.
Проживание, в основном, дешёвое. Понятно, что и во Вьетнаме можно найти номер за $500 в сутки (правда, далеко не везде :), но, в общем, отель за $20-30 соответствует европейскому за 50-70 евро. Главная проблема вьетнамских отелей - отвратительная звукоизоляция, причём и внешняя, и внутренняя. Мне встречались окна с огромными щелями - какая уж тут звукоизоляция. Поэтому, жить лучше где-нибудь подальше, на тихой улице, и надеяться на отсутствие соседей.
А так - разнообразие очень большое, даже в не очень туристических местах.
©2012