Карта сайта » Путешествия » Испания » Саламанка
В 1178 г. Саламанка (Salamanca) получила городские привилегии (фуэрос), являясь вторым по величине городом в королевстве. Тогда это ещё было королевство Леон и крупнейшим городом был Леон же. Окончательное объединение с Кастилией произошло в 1230 г.
В 1218 г. в Саламанке был открыт первый на Пиренейском полуострове университет.
Понятно, что достопримечательностей в городе хватает.
Фуэрос Саламанки
Как и в любом историческом кастильском городе, в Саламанке много монастырей. Самый-самый, во всех смыслах - доминиканский монастырь св. Стефана.
Комплекс включает в себя несколько соединённых зданий с внутренним двориком, окружённым галереей. Колоннады, фасад в стиле платереско - очень просторно и величественно. Всё в одном стиле (поздняя готика-ренессанс), что случается очень не часто. Обычно, здания религиозного назначения строились долго, поскольку масштабность постройки требовала повышенного финансирования. За это время, как правило, архитектурная мода успевала измениться, поэтому многие церкви представляют собой здания, по которым можно эти самые изменения изучать. Видимо, доминиканский Орден проблем с финансами не испытывал, поскольку в 1524 г. имеющиеся здания монастыря (основанного в 1256) были начисто снесены и на их месте, по единому плану, построено то что мы видим сейчас.
Монастырь действующий, но посетителей пускают, причём осмотреть можно не только церковь, но и другие помещения.
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Монастырь св. Стефана
Convento de San Esteban (XVI-XVII в.)
Через дорогу от монастыря св. Стефана располагается ещё один доминиканский монастырь - св. Марии, или просто монастырь женщин (дуэний). :) Вообще, "дуэнья" дословно не переводится, это означает что-то вроде "пожилая женщина, присматривающая за хозяйством (или хозяйкой :)".
Монастырь основан в 1419 г. некой богатой горожанкой, которая решила уйти в монашки и, чтобы далеко не ходить, переделала в монастырь собственный дворец. Понятно, что стала она не простой монашкой, а настоятельницей нового монастыря.
Монастырь св. Марии
Convento de Santa Maria - Convento de las Duenas (XV-XVI в.)
Монастырь св. Марии
Convento de Santa Maria - Convento de las Duenas (XV-XVI в.)
Следующий монастырь - Ордена Пресвятой Троицы (Тринитариев). От него осталась только барочная церковь, которая тогда так и называлась - церковь св. Троицы. После упразднения монастыря церковь стала приходской и поменяла название в честь св. Павла.
Церковь св. Павла
Iglesia de La Santisima Trinidad - Parroquia de San Pablo (XVII в.)
Национальный испанский Орден св. Иакова (Сантьяго) тоже оставил свой след в Саламанке. Церковь Святого Духа раньше принадлежала монастырю св. Анны (основан в 1190), в который принимали жён рыцарей, ушедших воевать. Существующая церковь, естественно, более поздней постройки.
Монастырь в 1836 г. был упразднён, принадлежащие ему здания (кроме церкви) конфискованы и затем разрушены.
Церковь Святого Духа
Iglesia de Sancti Spiritus (XVI в.)
Монастырь Благовещения Урсулинок (женская ветвь Ордена Францисканцев) был основан в середине XVI в. Первоначальное здание было очень маленьким и не имело ничего общего с тем, что отгрохали век спустя. Сам-то монастырь обычный, а вот церковь впечатляет и размерами и конфигурацией.
Монастырь Благовещения
Convento de la Anunciacion (XVI-XVIII в.)
Монастырь Благовещения
Convento de la Anunciacion (XVI-XVIII в.)
Монастырь Августинок в Саламанке был основан одним из графов Фонсека (он же граф Монтеррей) для своей дочери, которая и стала в нём настоятельницей. Монастырь располагается непосредственно рядом с дворцом Монтеррей (о котором ниже). Предполагалось, что открытая для общего доступа монастырская церковь будет служить местом погребения графа и его семьи.
Монастырь Августинок
Convento de las Agustinas (XVII в.)
Монастырь св. Франциска Капуцинов в Саламанке основан в XIII в. (видимо, всё-таки Францисканцами, поскольку Орден Капуцинов образовался только в XVI в., как ответвление Ордена св. Франциска). От старой церкви сохранилась только часть апсиды, всё остальное перестроено в стиле барокко.
Королевский Монастырь св. Франциска
El Convento de San Francisco el Real (XIII-XVIII в.)
Помимо монашеских Орденов, существовали ещё, так сказать, общественные объединения, которые занимались, преимущественно, организацией праздничных религиозных шествий. Старейшее из них в Саламанке "Прославленное Братство Святого Креста Спасителя и Непорочного Зачатия, его матери" имело даже собственную часовню. В 1714 г. она была перестроена в барочном стиле.
Часовня св. Истинного Креста
Capilla de la Santa Veracruz (XVI-XVIII в.)
Церковь св. Мартина Турского, в результате многочисленных перестроек, оказалась неким симбиозом абсолютно разных строений. Достаточно сказать, что она имела три портала, от которых сейчас осталось два - романский (на фото) и ренессансный. Третий вход застроили часовней. Неудивительно, что эти столь разные части плохо удерживаются вместе :), так что и сейчас требуется проводить ремонтные работы.
Церковь св. Мартина Турского
Iglesia de San Martin de Tours (XII-XX в.)
Церковь св. Кристобаля в Саламанке основана рыцарями Ордена св. Иоанна Иерусалимского (госпитальерами) в 1145 г. и сохранилась до наших времён примерно в том же виде. Прекрасный образчик романского стиля - строгое здание в форме креста с полукруглой апсидой.
Церковь св. Кристобаля
Iglesia de San Cristobal (XII в.)
Церковь св. Иоанна Крестителя Барбалоса была основана одним из рыцарей Ордена Госпитальеров. Барбалос - деревня в 45 км. от Саламанки, существующая и поныне, но церковь так называется не потому, что Иоанн Креститель был родом из этой деревни. :) Просто Орден имел там обширные владения, а у местных жителей была привычка прибавлять к названию церкви что-то вроде прозвища. Я так понимаю, это происходило из-за того, что популярных святых было меньше, чем церквей и требовались ещё какие-то идентификационные признаки, так как церкви одного и того же покровителя вполне могли находиться относительно недалеко друг от друга.
Здание типично романское, но, с пристроенной в XVIII в. барочной колокольней.
Церковь св. Иоанна Крестителя Барбалоса
Iglesia de San Juan Bautista de Barbalos (XII-XVIII в.)
Ещё одна романская церковь - св. Марка. Очень нетипичное, абсолютно круглое здание. Раньше она находилась непосредственно у городской стены, рядом с воротами. Колокольня, хотя никаких упоминаний об этом я и не нашёл, явно более позднего происхождения.
Церковь св. Марка
Iglesia de San Marcos (XII в.)
Готическая церковь постройки XVI в. достаточно редкое явление. Вероятно, церковь св. Бенедикта в Саламанке обязана своим видом исключительно личным пристрастиям спонсора - Алонсо II графа Фонсека, который проживал в местном приходе и был крещён в предыдущей (существующей с XII в.) приходской церкви.
Церковь св. Бенедикта
Parroquia de San Benito (XVI в.)
Церковь св. Марии в Саламанке основана в XII в., то что мы видим сейчас - следы реставраций. Рыцарской церковь называли либо, если она была построена на средства рыцарского Ордена (св. Мария, в частности, считалась покровительницей тамплиеров), либо, если посещалась военными.
Интересно, что в 2010 г. епископат передал это здание Румынской православной церкви. Оказывается, в провинции Саламанка живёт много румын.
Церковь св. Марии Рыцарей
Parroquila de Santa Maria de los Caballeros (XVI-XVIII в.)
Церковь св. Иоанна Саагунского, можно сказать, современная, а интересна она посвящением не самому известному святому. Дело в том, что св. Хуан, можно сказать, местный. Он хоть и родился в Сааагуне (это довольно далеко - около 200 км.), большую часть жизни провёл в Саламанке, в монастыре св. Петра, и похоронен в здешнем кафедральном соборе.
Церковь св. Иоанна Сахагунского
Parroquia de San Juan de Sahagun (XIX в.)
Дом св. Терезы в Саламанке - ещё одно здание, в котором важна не внешность, а содержание, в данном случае - личность жильца. Само-то здание ничего особенного собой не представляет, хотя и интересно посмотреть на обычный дом XV в. - не церковь и не дворец. А вот Тереза Авильская, которая жила здесь почти четыре года считается одним из реформаторов церкви и первой испанской писательницей.
Дом св. Терезы
Casa de Santa Teresa (XV в.)
В Саламанке сохранилось довольно много образцов гражданской архитектуры.
Университет Саламанки самый старый в Испании и один из старейших в Европе (основан в 1218 г.). Это первый в Европе университет, в котором появилась собственная публичная библиотека. В Саламанкском университете в конце XV в. работала комиссия, призванная оценить перспективность экспедиции Колумба в Индию. Чем закончилось заседание неизвестно до сих пор. :) Здания университета разбросаны по всему городу, среди них есть и современные. В центре города, это конечно старые корпуса, большинство из которых находились при церквях.
Здание, которое сейчас используется, как муниципальная аудитория, раньше было церковью св. Блаза, основанной в XIII в. в районе сосредоточения местных бедняков. В XVIII в. она была перестроена заново, но сильно пострадала в войне за Независимость и в конце концов, была передана муниципалитету.
Аудитория св. Блаза
Auditorio de San Blas (XVIII в.)
Пласа Майор была построена, что называется "с нуля", и по ней это прекрасно видно - все здания одинаковые, кроме муниципалитета. Это так сказать "подарок" Филиппа V городу, поддержавшему его в борьбе за корону.
Пласа Майор
Plaza Mayor (XVIII в.)
Воздушная башня - на самом деле дворец семьи Фермоселле и изначально этот дворец имел аж четыре башни, то есть по сути являлся крепостью. И это отнюдь не было излишеством во времена, когда дворяне то и дело воевали друг с другом. Нечастое архитектурное свидетельство той эпохи. Почему башня сейчас так называется не очень понятно. Разве что по имени улицы Воздуха, на которой расположен дом.
Дворец Фермоселле - Башня Воздуха
El Palacio de los Fermoselle - Torre del Aire (XV в.)
Дворец дона Родриго де Мессиа де Фонсека называют дворцом соли, поскольку здесь находились склады этого товара. Несколько странно устраивать склад во дворце, но, по видимому, дело в том, что здесь же эту соль и продавали (крупным оптовикам), поэтому для покупателей устроили некоторые удобства. А этот самый дон Родриго был попросту крупнейшим соляным дилером. Во всяком случае, расположение дома - с прямым выходом на улицу, говорит о том, что в качестве жилого помещения он никогда не использовался. Тогда жилые дома так не строили из соображений безопасности.
Дворец Фонсека - Дворец Соли
Palacio de Fonseca - Palacio de la Salina (XVI в.)
Дома в городах стали нумеровать не так уж и давно. Раньше, чтобы ориентироваться, их называли по имени хозяина или по каким-то отличительным признакам. В свою очередь, архитекторы старались наделить здания какими-то отличительными признаками.
Дом ракушек выделяется фасадом с декоративными раковинами. Правда, появились они почти через два века после постройки дома. Изначально это был дворец, затем университетская тюрьма, а сейчас здесь располагается публичная библиотека.
Дом ракушек
Casa de las Conchas (XV-XVI в.)
Дом Мёртвых имеет на фасаде четыре черепушки, которые, на самом деле не очень-то и заметны - они как бы свисают с нижней части косяков верхних окон. Но, в XIX в. в этом доме произошло убийство четырёх человек, после чего название закрепилось навсегда.
Дом Мёртвых
Casa de las Muertes (XVI в.)
Дворец графов Монтреррей задумывался в виде грандиозного четырёхугольника с башнями на углах и внутренним двором. Построено было только одно крыло, но несмотря на это дворец считается образцом архитектуры испанского Возрождения.
Дворец Монтреррей
Palacio de Monterrey (XVI в.)
Ещё один пример ренессансного стиля, одно из зданий университета - колледж архиепископа Фонсека. Внутри имеется тот самый дворик, который не смогли построить во дворце Монтеррей.
Колледж архиепископа Фонсека
Colegio Arzobispo Fonseca (XVI в.)
Башня Ключаря осталась от дворца Ключника (или кастеллана - такая должность) Ордена Алькантары. Это духовный (не монашеский) рыцарский Испанский Орден.
Башня Ключаря
Torre del Clavero (XV в.)
Башня Анайя тоже часть бывшего дворца, Анайя - фамилия владельцев.
Башня Анайя
Torre de los Anaya (XVI в.)
Мост через реку Тормес - единственное, что осталось от римлян в Саламанке. Река изменила русло, та часть моста, которая принадлежит Римской эпохе (14 первых арок), осталась на берегу, и потребовалось его продолжение, построенное позднее.
Римский мост
Puente Romano (I в.)
Кафедральный Собор Саламанки состоит из двух Соборов, объединённых общей стеной. Так получилось потому, что когда в начале XVI в. потребовалось более просторное помещение для разросшегося населения города, то решили не перестраивать старый собор, а построить новый, рядом, а старый использовать по назначению, пока идёт строительство. Однако, работы длились так долго, что к их окончанию (XVIII в.), старый собор уже являлся исторической достопримечательностью и сносить его не стали, за что тогдашним городским властям большое спасибо.
Внешний осмотр представляет некоторые трудности, поскольку ни один из соборов, по понятным причинам, нельзя увидеть целиком. Они, впрочем достаточно сильно похожи, несмотря на то что старый имеет некоторые романские элементы, а новый барочные.
Вот внутри разница существенная. Если Новый собор вполне традиционный - масштабный, в золоте и серебре, то Старый Собор Саламанки какой-то по домашнему уютный, с капеллами, украшенными не золотом, а фресками. И, кстати, здесь как раз заметна разница стилей - в интерьере Старого Собора гораздо больше романских черт, чем готических.
Старый Собор Саламанки
La Catedral Vieja (XII-XIII в.)
Старый Собор Саламанки
La Catedral Vieja (XII-XIII в.)
Старый Собор Саламанки
La Catedral Vieja (XII-XIII в.)
Старый Собор Саламанки
La Catedral Vieja (XII-XIII в.)
Новый Собор Саламанки
La Catedral Nueva (XVI-XVIII в.)
Новый Собор Саламанки
La Catedral Nueva (XVI-XVIII в.)
Новый Собор Саламанки
La Catedral Nueva (XVI-XVIII в.)
Новый Собор Саламанки
La Catedral Nueva (XVI-XVIII в.)
Несколько слов о том, что в Саламанке НЕ понравилось.
И железнодорожный, и автобусный вокзалы расположены далеко от исторического центра, и далеко друг от друга - добираться неудобно.
Но, главное - невразумительная идентификация достопримечательностей. Нет ни нормальных табличек, ни стендов с информацией. Всё, что можно увидеть - написанное прямо на стене (правда, красивыми буквами) название объекта, иногда довольно сильно повреждённое стихиями.
Туристическая карта достопримечательностей Саламанки
©2012