Популярная наука

Для чего нужна математика?

ученица 

Бывший министр образования Франции Люк Ферри заявил в новостном канале в прайм-тайм: «В повседневной жизни математика бесполезна». Он также добавил, что никогда не использовал, даже в течение 30 секунд, математику, которую выучил в школе.
Однако, по всей вероятности, он не знал, что математика способствовала созреванию мозга, чтобы он мог рационально смотреть на реальный мир. Так завершается исследование, недавно опубликованное журналом Proceedings of the National Academy of Sciences , в котором приняли участие 87 студентов из Соединенного Королевства в возрасте от 16 до 18 лет. Цель состояла в том, чтобы выяснить, вызывает ли математическое образование до старшей школы изменения в мозге. Удивительно, но исследователи обнаружили, что концентрация нейромедиатора ГАМК позволяет с почти 90-процентной надежностью узнать, изучал ли студент математику. Более того, фоновые уровни нейромедиатора не влияли на эту взаимосвязь. То есть повышение ГАМК появилось после изучения математики, поскольку до выбора предмета исследователи не обнаружили различий между группами. Но какую роль играет ГАМК в мозге? Когда эта молекула связывается со своими рецепторами, расположенными на поверхности нейронов, она подавляет передачу нервных импульсов. Его действие дополняет действие других возбуждающих нейромедиаторов, таких как глутамат, которые способствуют коммуникации между нейронами. В молодости баланс между торможением и возбуждением определяет критические периоды развития мозга, которые способствуют пластичности. То есть формирование новых связей для хранения знаний и навыков. Возбуждающий компонент присутствует всегда, но ингибирование ГАМК может быть недостаточным.
Однако исследование Джорджа Захаропулоса и его коллег из Оксфорда показывает, что математика может усилить тормозную функцию ГАМК. У студентов-математиков производство ГАМК имеет решающее значение для области мозга, известной как медиальная лобная кора. Эта область участвует в сложных рассуждениях, которые часто требуют блокирования необоснованных интуитивных ответов. Он также вмешивается в алгоритмические рассуждения, которые требуют методического мышления, развертываемого с течением времени, для достижения точной цели. И, по-видимому, ГАМК способствует обоим этим процессам, поскольку медиальная лобная кора студентов с высоким уровнем нейромедиатора легко отключает другие области мозга во время рассуждения, чтобы избежать отвлекающих факторов и предубеждений. Напротив, у студентов с низким уровнем ГАМК все области мозга активируются одновременно, Таким образом, развитие всей пластичности мозга в подростковом возрасте, а также приобретение способности к торможению помогает мозгу безошибочно рассуждать. Следовательно, математика полезна для жизни.
Себастьен Болер