Ветхий завет, Первая книга Моисеева. БЫТИЕ, глава 4 - Каин и Авель

 

ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА

 

Каин и Авель

 

1 1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

Почему от Господа? Не от Адама?

2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

Почему Бог "не призрел" дар Каина? Чем он был хуже? А вот чем - жертву сжигали и, ясное дело, животный жир горел веселее, чем какие-нибудь злаки. То есть чистое суеверие. Почему бы не сделать дым одинаковым, чтобы не сеять рознь? Тут даже не Богу понятно, что ничем хорошим это не закончится.
А зачем вообще Богу эти дары? Кто установил, что их нужно приносить? Мы об этом ничего не знаем

6 И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

8 И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

9 И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Опять всезнающий Бог в неведении...

10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Насколько я понимаю, на Земле в это время жило три человека - Адам, Ева и Каин. Кто этот "всякий", который встретится?

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

Вот так наказание братоубийце - охранная грамота.
И почему всемеро? Если кто-то убьёт Каина, то поплатится смертью - это понятно. А остальные шестеро - это что за люди? Кто под руку попадётся?

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Минуточку, какую жену? Ещё раз - Адам, Ева и Каин, больше никого. Откуда взялась жена?
Ещё и город построил, в одиночку, видимо. Интересно, сколько домов тогда считалось городом. И для кого же построил он этот город - для себя, неведомой жены и сына? Хороший такой город, для трёх человек.

18 У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.

Откуда все эти люди? Где они жён брали?

19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла].

А так можно? Двоежёнство не грех?

20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.

21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.

22 Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.

Все люди упомянутых профессий родились от этих конкретных предков. Кроме Ноемы, сестры Тувалкина, о которой известно только то, что она родилась.
То есть рождается кто-то в семье потомков Иавала - значит жить ему в шатрах со стадами и никак иначе.

23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;

Вот здесь я совсем ничего не понял. Мужа в язву и отрока в рану... Не поленился - посмотрел, как это толкуется. Оказывается, речь действительно идёт о неких людях убитых Ламехом. Но он честно признался - вот какой молодец.

24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

И вот какой вывод он сделал. Каин убил одного и Бог наградил его неприкосновенностью а он убил двоих, значит достоин ещё большей неприкосновенности. Бог на это ничего не возразил, значит всё правильно.

25 И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.

26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

Что значит "начали призывать"? А кому до этого Каин и Авель жертвы приносили?

 

СЛЕДУЮЩАЯ ГЛАВА

 

Книга Бытие

Ветхий Завет