СТРАННЫЕ СТРАНЫ

 

Поезд в Черногорию (Москва-Будапешт-Белград-Сутоморе и обратно)

 

Говорили мне опытные люди - не нужно за границу ехать на поезде. Однако, поехали. Потому как жена на самолете никогда не летала и начинать не собиралась, по причине боязни. Кстати, если у кого-то такая же ситуация, рекомендую пойти по нашим следам. После этой поездки она решила, что лучше всё-таки самолёт. И аэрофобия, как ни странно, прошла, теперь ей даже нравится летать:). Да, целью поездки на поезде в Черногорию был отдых на море, а происходило это в конце июня.

Итак, взял билеты. Покупать всё равно где, можно стоять в очереди в кассу, можно купить без очереди в агентстве. Агентство берёт небольшой сервисный сбор, но зато можно спокойно разобраться что к чему.
Обошлось это раза в полтора дороже, чем билеты на самолёт, причём поезд (а точнее не поезд, а прицепной вагон) шёл только до Белграда, дальше нужно было добираться самим. И обратные билеты Белград-Москва мне выписали, но сказали, что в Белграде на вокзале их нужно прокомпостировать, иначе они будут недействительны. Сейчас вроде как есть уже вагон Москва-Сутоморе. Интересно, много ли желающих 2,5 суток трястись до моря? Забегая вперёд скажу - мы к Белграду подъезжали в гордом одиночестве.
А вообще, в поезде мне нравится - лежи на полке и смотри на незнакомую местность, которая мимо тебя едет:).

Ну ладно. Выехали.
Купе международного вагона абсолютно не такое, как привычное нам четырёхместное. Три полки друг над другом, у другой стены, кресло, умывальник и ниша типа шкафчика. Возможны вариации, в зависимости от года выпуска вагона. В один и тот же вагон продают места 1 и 2 класса. В 1 классе средняя полка убрана и получается двухместное купе. Именно это и есть оптимальный вариант, вот только стоит каждое место уже как два билета на самолёт. Наше младшее дитя в то время было пяти лет и мы ехали в купе вчетвером.  Поскольку третья полка под самым потолком (там даже окна нет, можно только спать), её в качестве дневного места можно не рассматривать. И вообще, на верхних полках места по высоте ровно столько, чтобы можно было повернуться на бок - не более. Если убрать среднюю полку, получается слишком мало мест, где можно расположиться. Если не убирать - на нижней полке взрослому невозможно нормально сидеть - упираешься головой.

Не скажу, что было очень тесно, но и не очень удобно. С другой стороны - есть персональный умывальник и кресло.
Выехали мы ближе к вечеру и ночью были на украинской границе. Вот, кстати, ещё неудобство поезда - границу пересекаешь не 2 раза, а столько, сколько стран проезжаешь. И каждый раз поезд пару часов стоит, пока всех проверят. Да, и визы, соответственно, тоже нужны для всех стран. Черногория безвизовая страна, Украина тоже, а вот Венгерскую и Сербскую визы мы оформляли.
Никаких зверств украинских таможенников не было :). Единственно, пришлось заполнять какие-то бумажки, что-то вроде "зачем пожаловал в Украину и как долго собираешься пробыть".  Утром приехали в Киев. Ничего особенно интересного из поезда не видно, разве что Днепр.

 

 Мост через Днепр

Мост через Днепр

 

Украина из окна поезда ничем не отличается от России :). Исключение - Львов. Сразу видно, что город абсолютно не советский и не украинский (я об архитектуре говорю, а не о политике). Впрочем, здания города мне показались обветшалыми и не слишком ухоженными. В отличии же от остальной Украины, ничего удивительного нет - до 1939 Галиция принадлежала Польше, затем Австро-Венгрии и опять Польше.

 

 Львов. Вокзал

 Львов. Вокзал

 

Сейчас жалею, что мало фотографировал в поезде - ведь, скорее всего, я побывал в этих местах в первый и в последний раз :(.
Львов был вечером, дальше проезжали небольшие деревеньки, где крестьяне возили что-то на телегах, пасся домашний скот, в общем "коровки, коровки... пастух" - сельская идиллия. Между прочим, осталось впечатление, что лошадей мы видели больше, чем тракторов.

Ночью проезжали Карпаты. Горы впечатлили, несмотря на темноту. А может быть, благодаря темноте :). Холмы, заросшие лесом, иногда настолько огромны, что не видно ночного неба. Где-то наверху, иногда светились огоньки...

Ночью же приехали к очередной границе. Здесь, помимо таможни и пограничников, нас ожидала смена колёс. Кто не знает - железнодорожная колея в Европе уже, чем у нас, поэтому каждое пересечение границы сопровождается перестановкой вагонов с одних колёсных пар на другие. По этому поводу есть известный исторический анекдот. Якобы, когда  Николаю I принесли на утверждение проект железной дороги, то спросили - какую делать колею, как в Европе или шире? Царь не долго думая сказал - "На х... шире?" Подчинённые вопросительной интонации не уловили и сделали колею именно настолько шире :). Ещё есть версия, что тот же Николай I, очень боялся, что по железной дороге смогут вторгнуться завоеватели и им даже не придётся при этом останавливаться на границе. Вообще же, чем шире колея, тем выше грузоподъёмность вагонов. Скорее всего, именно этим и руководствовались, а об интеграции с Европой тогда никто не заботился.

Процедуры смены колёс мы не увидели, да и не очень стремились - спать хотелось. Венгерские пограничные служащие, как и украинские, никаких хлопот не доставили, хотя вагон они проверяли тщательно и долго. Сквозь дрёму слышал, как они шуршали, наши проводники суетились... Всё это неспроста, как потом оказалось.  ;(
И вот мы, впервые в жизни, пересекаем границу. Было раннее утро, но я не спал - не мог пропустить такое событие. Граница, между прочим, выглядит занимательно. С украинской стороны всё по настоящему - вышки, колючая проволока. С другой стороны - ничего. Просто поле. Видимо, из Венгрии в Украину то и дело пытаются пролезть шпионы. А может быть, просто беженцы :).

Итак Венгрия. Контраст, на самом деле разительный. Здесь уже в полях больше тракторов, чем людей. Поля, лесопосадки, и вообще, куда не глянешь, всё аккуратно и причёсано. Впечатление такое, что дикой травы просто нет, каждый клочок земли используется.

 

 Венгерское поле

Поле...Венгерское поле

 

Городки, как игрушечные. Никаких тебе многоэтажек, у каждого собственный дворик и, обязательно, цветы - в саду, на окнах, просто на крыльце. Крупных городов мы не проезжали, да их в Венгрии и нет. Большой, в нашем понимании, город в Венгрии один - Будапешт. Куда мы и приехали в середине дня.

 

 Будапешт. Вокзал Келети

Будапешт. Вокзал Келети

Наш вагон здесь должен был стоять около 4 часов в ожидании поезда, к которому его должны были прицепить. Купе закрыли, а мы отправились гулять. Сделали большой круг вокруг вокзала, походили вокруг готической церкви.

 

 Будапешт. Церковь у вокзала Келети

Будапешт. Церковь у вокзала Келети

Церковь постройки начала ХХ века, но выглядит впечатляюще. Барельефы красивые.

Потом посидели в яме между подземными переходами возле вокзала :). Не то чтобы там яма, просто на большую круглую площадь сходится несколько подземных переходов. Сама она на уровне этих переходов, но верхних перекрытий нет и кажется, что сидишь в яме. На этой площади разные кафешки, места для сидения, в виде круглых и некруглых камней и т.д.  Такое место отдыха. Сейчас, кстати, этой площади уже нет - там строят новую ветку метро.
Но о Будапеште речь впереди, мы пока едем в Черногорию. Вернулись в свой вагон, нас прицепили к поезду и повезли в Белград.

В вагоне, кроме нас, никого не было. Потом появился проводник - почему-то один и в приподнятом настроении :). Настроение у него постепенно всё улучшалось, пока не улучшилось настолько, что он ушёл спать и вернулся уже  непосредственно перед Белградом.

Границу мы почти не заметили, несмотря на то, что Сербия не член Евросоюза, в отличие от Венгрии. В целом, страна выглядит заметно беднее той же Венгрии. Крупных городов не встречалось, всё, что мы видели - это небогатые деревни и бескрайние поля, засаженные разнообразными овощами. В пригороде Белграда поразил цыганский город - огромная территория занятая хибарами, шалашами, развалинами, горами мусора и галдящими цыганами.

В Белград приехали уже в темноте и пошли на вокзал. Обратный билет я прокомпостировал сразу и без проблем. Международная касса там отдельная и кассиры говорят на английском. За билетом в Сутоморе пришлось стоять в другую кассу. Очередь двигалась быстро, но когда она подошла, оказалось, что евро не принимаются, нужны местные динары. Сбегал поменял деньги, попутно выяснив, что можно ехать и на автобусе, но займёт это то же самое время, опять постоял в очереди, объяснился с кассиршей, что, как выяснилось, не так уж и просто. Языки, конечно похожи, и разговаривать можно, но это в быту - не понял несколько слов и ладно. А когда приходится объяснять специфические вещи... Причём в этой кассе английский не понимали. Но как-то, в конце концов объяснились. Я даже купил билеты сразу туда и обратно, что было вовсе не обязательно, как потом выяснилось.

В общем, когда мы всё это сделали и загрузились в поезд, оказалось, что он вот-вот отправится, а наши места уже заняты. Впрочем, их без всякого возражения тут же освободили. Многие люди ехали стоя, как в электричке. Я так и не понял, почему. Стоячие билеты им продают, что-ли? Или они без билетов ехали? Билеты, между прочим, проверяли несколько раз. Кстати, это был вечер пятницы, наверное этим и объясняется ажиотаж.
Вагон был как бы купейный, в купе по шесть мягких кресел, по три друг против друга. В интернете мы читали, что бывают и нормальные спальные вагоны, с привычными нам полками, но, видимо ко времени нашего приезда их ликвидировали. Спать сидя не слишком удобно, но хуже было то, что в проходе курили (правда, в открытые окна) и сам вагон был раздолбанный - туалет, например не закрывался.

В 2007 Черногория решила отделиться от Сербии, тем самым, окончательно похоронив Югославию (к тому моменту в союзное государство входили только эти две страны). Причины этого решения, насколько я понимаю, чисто экономические - черногорцы решили, что отделившись они будут жить лучше и в скором времени вступят в Евросоюз, до чего Сербии ещё очень долго. Никакой неприязни между сербами и черногорцами нет, что неудивительно, поскольку черногорцы - это те же сербы. Просто во времена турецких, австрийских и прочих завоеваний, они сидели у себя в горах, где их никто не мог достать, а может и не особо пытался - что взять с бедных горцев? Со временем, помимо имиджа сурового горского племени, они обрели и собственное самоназвание.

Эта история к тому, что ко времени нашей поездки на поезде в Черногорию, между Сербией и Черногорией образовалась как бы граница, где даже что-то проверяли, не слишком тщательно, впрочем. После переезда через границу, народ постепенно рассосался и, оказалось, что кресла в купе сдвигаются к центру, образуя три лежачих места. Именно так сделал со своими креслами пожилой серб, оставшийся, к этому времени, нашим единственным соседом в купе. Остаток ночи спали, не слишком крепко, поскольку, ко всем прочим прелестям, добавился ощутимый холод - ехали в горах, судя по всему, довольно высоко. С рассветом я поднялся. Пейзажи за окном были просто восхитительные. После всех этих поездных мучений, казалось, что въезжаем не иначе, как в рай:).

 

 Черногория. Вид из поезда

Черногория. Вид из поезда

 

К тому же, ехали мы уже у подножия гор и стало заметно теплее. До прибытия в Сутоморе оставалось ещё пару часов и мы успели поговорить по душам с соседом по купе, который оказался профессором из Белграда. На побережье он имел домик, куда и направлялся. Никаких сложностей в понимании не возникло, возможно потому, что он, как и многие пожилые сербы, немного знал русский. Большинство черногорцев тоже более-менее по русски понимают, но это уже работа обязывает, а раньше они русский в школе учили, в институте...

В общем, приехали мы таки в Сутоморе, откуда за 15 евро на такси доехали до Петроваца и начали отдыхать :-). Но это уже другая история, а здесь продолжаем говорить о поезде. История ещё отнюдь не закончилась :(.

Итак, благополучно отдохнув, приехали мы опять в Сутоморе - вечером, поскольку обратный поезд тоже идёт ночью. Первым делом я пошёл в кассу, выяснить, нельзя ли приобрести билеты на лежачие места. Оказалось, можно. Я с удовольствием доплатил и мы оказались обладателями отдельного купе. Правда спальный вагон точно такой же, как сидячий, но билетов туда продают ровно в два раза меньше, т.е. каждому полагается одно спальное место, образующееся из двух кресел. Так, что в этот раз, доехали можно сказать, нормально.

В Белград приехали утром и поехали в отель (я заранее спланировал остановку на один день), причём таксист,  содрал с нас какие-то совершенно дикие деньги. Обратное такси мы заказывали в отеле и обошлось это ровно в два раза дешевле. На следующее утро опять приехали на вокзал, где нас должен был ждать наш прицепной вагон.
Должен был, но не ждал. Какой-то вагон стоял, но на наш он не был похож абсолютно - обычный сидячий вагон, которые ездят по всей Европе. На этот раз мы были не одни, здесь же оказались ещё несколько человек, жаждавшие уехать в Москву. Тягостное ожидание закончилось появлением местного служащего, который сообщил, что наш вагон ждёт нас в Будапеште, куда мы сейчас и отправимся, загрузившись в поезд, стоящий перед нами. Все, естественно, так и поступили и, поначалу, всё было неплохо. Я так понял, что это был не специально выделенный для нас вагон, а регулярный поезд Белград-Будапешт (к которому, вероятно, должны были прицепить наш вагон Белград-Москва). С нами ехали сербы и даже, какие-то англичане. Вагон вполне комфортный - кресла вроде самолётных, кондиционер.

Кондиционер, правда, очень скоро перестал работать, но его тут же починили. Единственное неудобство то, что вагон разделён на две части - для курящих и некурящих, при этом дверей между этими половинами нет, просто небольшие стеночки. Естественно дыму ничто не мешает попадать на половину для некурящих. Возможно, сейчас, в свете борьбы с курением, всё по другому, но тогда было так.

Дальше было хуже. Кондиционер опять сломался, но чинить его уже никто не пришёл. Окна не открывались. Найденный в тамбуре проводник оказался венгром (границу уже проехали) и долго делал вид, что не понимает английский. В конце концов, он сдался и объяснил нам, что ни в чём не виноват, т.к. вагон сербский и ремонтом должны заниматься сербы. Но окна пошёл открыл. Помогло это несильно, поскольку окна были такие, как сейчас делают в большинстве наших электричек - открывающиеся не более, чем на 45 градусов. В электричках, стопоры, на которых они держатся, народ просто отрывает, здесь же мы в жуткой духоте ехали до самого Будапешта. Там сдали чемоданы в камеру хранения (причём не автоматическую, а такую, как у нас раньше были, да и сейчас есть - склад вещей на полках со специальным приёмщиком). Опять несколько часов погуляли и вернулись на вокзал. Московские вагоны уже стояли, там, где им было положено. Все, кроме нашего.

Позже выяснилось, что наш вагон задержан на границе Венгрии, т.к. в нём нашли контрабанду. Мы потом видели на границе, в отстойнике, этот вагон и того же весёлого проводника, который шлялся возле него и выглядел уже не очень радостно. С момента задержания вагона прошло уже больше суток, но родные РЖД так ничего и не сделали, чтобы хоть как-то вызволить пострадавших пассажиров. У меня создалось впечатление, что и в Белграде нас посадили в вагон не благодаря ходатайству Российских властей, а просто по доброй воле сербских железнодорожников.

В итоге, все кто должен был ехать в отсутствующем вагоне "Белград-Москва", преодолев сопротивление проводниц, загрузились в ближайший - "Будапешт-Москва" и поезд отправился. Понятно, что в результате в вагоне оказалось людей в полтора раза больше, чем нужно. Кондиционер не справлялся и стояла жуткая жара. В этом вагоне ехали дети разных возрастов из какого-то детского лагеря. Вели они себя по разному. Кто-то бесился, как ни в чём не бывало, кто-то спокойно сидел, кто-то возмущался. Одна великовозрастная девица сразу устроила истерику и стала названивать родителям. Поскольку, орала она так, что её вся Венгрия слышала, мы узнали, что её родители немедленно должны что-то сделать, чтобы нас выкинули из вагона и она могла ехать в нормальных условиях. А если этого не произойдёт, то она с собой что-нибудь сделает, например выбросится в окно.

Вот так весело доехали до границы, просидели смену колёс и паспортный контроль и прибыли на украинскую сторону, где нас прицепили к поезду Ужгород-Москва, у начальника которого стало одной головной болью больше. Впрочем начальник поезда, в отличие от руководства РЖД, не стал делать вид, что проблемы не существует, и быстренько распихал лишних пассажиров по свободным местам в своём поезде. Мест было не так уж много, все ли поместились не знаю. Когда мы уходили, нерасселённые ещё оставались. Нам досталось купе самого начальника. Спальных места там было всего два - нижняя и верхняя полка, а по другую сторону столика откидное сиденье. Но привередничать не приходилось, мы и этому были рады. Поскольку переселение происходило уже ночью, легли спать. Дальше уже ехали нормально.

По возвращении мне удалось вытребовать у РЖД некоторую компенсацию. Писал претензии по электронной почте, потом отправлял билеты письмом. Через несколько месяцев получил почтовый перевод, кажется на две с чем-то тысячи. Судя по сумме, просто возврат денег за то, что обратно часть пути мы ехали на двух местах, вместо трёх. Все остальное, видимо, денежной компенсации не подлежит - сами виноваты. :)

 







К СПИСКУ ПУТЕШЕСТВИЙ











 
       

 



©2012