СТРАННЫЕ СТРАНЫ

 

Албания

 

В Албанию можно попасть на самолёте до Тираны (прямых рейсов из России нет), либо через сухопутную границу из Черногории,  Греции, Македонии или Косово.

Вариант разнообразить пляжный черногорский отдых посещением Албании вполне реализуем. Из Боко-Которской бухты, пожалуй далековато, из Будвы точно знаю, есть однодневные экскурсии, ну и из ближних городов, Бара и Ульциня, естественно. Можно, конечно, и без экскурсии, самостоятельно, и на более долгое время.

Из Македонии можно въехать либо со стороны Струги, либо через Поградец.
Через Стругу в Тирану идёт проходящий автобус, почти всегда опаздывающий (в моём случае - на час). До границы ехать полчаса, ещё полчаса-час занимает прохождение двух границ, которое заключается в сборе, а потом раздаче паспортов. Из автобуса выходить не нужно, всё делает специальный сопровождающий. До Тираны ехать не обязательно, где выходить, зависит от того, куда едете. Ну, албанский транспорт история отдельная, об этом ниже.
Второй вариант, через Поградец несколько сложнее. Прямого транспорта нет, границу нужно переходить пешком. А для этого, сначала доехать на автобусе от Охрида (минут сорок), а потом от границы до Поградеца - это уже только на такси (минут 10-15).

 

 Албания.

Албания

 

В плане пляжного отдыха, албанское побережье значительно более приспособлено для людей, чем Черногорское - практически вся береговая линия представляет собой песчаный пляж. Но это, что касается природных условий. А вот с инфраструктурой проблемы. Уже есть приличные отели, проживание в которых стоит пока достаточно небольших денег, но ещё нет нормальных условий для отдыха вне отеля. В частности, экскурсовод говорила о банально замусоренных пляжах.
Думается где-нибудь через десяток лет в Албанию будет ехать не меньше отдыхающих, чем в соседнюю Черногорию. И пляжи в порядок приведут и развлечения устроят и цены, естественно будут другими. В ожидании этого, русские уже активно скупают недвижимость, пока ещё дешёвую. :)

В течение 45 лет страна строила социализм с албанским лицом. В результате, с туристической точки зрения Албания вроде как и не существовала вообще, поскольку социализм этот оказался намного круче нашего - за границу попадали считанные единицы, как из Албании, так и в неё.
Как они там в действительности жили в эти времена, не знаю. Экскурсовод говорила, что своего бессменного коммунистического лидера Энвера Ходжу албанцы поголовно ненавидят, в отличие, скажем от сербов, которые своего Тито, в основном, очень уважают (опять таки по её словам). Видимо, Ходжа, был действительно своеобразным человеком - одни бункеры, являющиеся символом социалистической Албании, чего стоят.

 

 Албания. Бункер
Бункер

Этот бункер нестандартный - очень большой, на семью, наверное. Обычно встречаются маленькие индивидуальные. Так вот Ходжа велел каждому, в обязательном порядке, иметь свой бункер - на случай нападения империалистов.
Но, с Ходхой или без него, как была Албания, с момента основания, беднейшей страной Европы, так и сейчас остаётся. До сих пор нередки перебои с водой и электричеством. В городах прежде всего бросаются в глаза обветшавшие почти до состояния руин дома.

 Албания. Шкодер

Шкодер

 

Видимо, при социализме строили что-то вроде наших хрущёвок, а после социализма ремонтировать их было недосуг. В то же время, идёт очень активное строительство. Центральные улицы уже вполне приличные, а столица и вовсе выглядит нормальным европейским городом.
При этом, не сказать, чтобы всё было исключительно дешево. Не то что прям совсем дорого, но, исходя из доходов большинства населения ожидаешь несколько других цен.
С другой стороны, грязь и разруха явно видны в более-менее крупных городах. В деревнях и маленьких городках всё вполне прилично.
И главное - Албания абсолютно безопасная страна для туристов. Никаких военных конфликтов поблизости давно нет, всё спокойно. Люди доброжелательные, некоторые даже пытаются говорить на русском, который учили в школе.

 

 Албания. Леже

Албания в миниатюре. Городок Леже

 

Вот она - Албания. Засыхающая речка с пасущимися по берегам коровами и очередной пафосный мавзолей Скандерберга (это главный албанский герой - о нём в статье "Круе") , старые домики и новые монументальные сооружения, средневековая крепость на одной горе и антенны на другой. Для полноты картины здесь ещё не хватает огромной православной церкви за спиной, встроенной в гору (как говорят, возведённой на средства какого-то русского) и полностью превратившейся в руины железнодорожной станции неподалёку.
Страна мусульманская, но без фанатизма. Мечети стоят, но так, чтобы при крике муллы улицы пустели, я не заметил. В общем-то было бы удивительно, если бы вдруг появилось множество истово верующих, поскольку при Ходже религия (любая) была строго запрещена. Как рассказала экскурсовод, если на улице встречаются женщины в традиционной мусульманской одежде - скорее всего это приезжие из Косова. Да, и помимо мечетей имеются и католические, и православные церкви.
Кстати, что касается Косова, у меня сложилось впечатление, что главная причина общеизвестных проблем в регионе - сами косовары, а не Албания или мировой империализм. Понятно, что какая-то помощь им оказывалась, поскольку этнически большая часть населения Косова - албанцы, но так, чтобы именно Албания была инициатором - это вряд ли. Хотя и без империализма не обошлось - в Тиране я видел военную базу НАТО, причём не каких-нибудь европейскую, а американскую. 

 

 Албания. Парикмахерская

Парикмахерская :)

 

В деревнях народ, бывает, передвигается и на телегах с впряжёнными лошадьми или осликами, но вот в городах машин довольно много, а в Тиране - очень много. Причём на правила дорожного движения никто не обращает внимания. Машины спокойно продолжают ехать при зелёном свете для пешеходов и останавливаются только, если люди оказываются непосредственно перед капотом. Впрочем, пешеходы тоже ведут себя не лучше. Наш водитель, выехав из Албании обратно в Черногорию, радостно пробарабанил на руле бодрый марш. :) В городах машин много, нередки пробки. За городом дороги свободные. Каждая вторая машина - мерседес :), только не новый а 80х-90х годов.
Дороги из Тираны в крупные города хорошие, просёлочные - как просёлочные. :)
Общественный транспорт представлен железной дорогой (ни разу не видел ни одного поезда), большими автобусами и маршрутками (на местном жаргоне фургон). Стоит недёшево, примерно сравнимо с нашими ценами. В маршрутке радио включается одновременно с запуском двигателя - громкое местное бум-бум. :)

Вообще, создаётся впечатление, что Албания на том же этапе, что Россия в девяностых годах прошлого века. Такое же состояние перехода из социализма в неизвестность, с сопутствующими этому открытиями и проблемами. Кстати, иногда встречаются здания до умиления напоминающие наши советские учреждения. 

 

 Албания. Тирана

Привет из социализма

 

Албанский язык трудноизучаемый, но забавный. Спасибо - фалимендерит, до свидания - мирупафшим. :) 
Молодёжь пытается говорить на английском, только благодаря этому и можно объясниться. Ну, в отелях, конечно, английский знают. Вот, кстати, отели в Албании дешёвые и вполне приличные.

Местная уличная еда - пицца (видимо, Италия повлияла) и гирос (а это уже Греция. Гирос - пита с разной начинкой, чаше всего с кучей начинок - мясо, салат, картошка, соус. У нас на юге такое блюдо называется сувлаки).
Вино среднее, по соотношению цена-качество - слишком дорого. О местном коньяке, называющемся, естественно Скандерберг можно сказать то же самое.

Теперь, как передвигаться по Албании. Это заслуживает отдельного рассказа, поскольку описать работу албанского общественного транспорта более-менее приличными словами не представляется возможным.
Во-первых, забудьте об интернете. Есть пара сайтов, которая специализируется на расписании балканского транспорта, но вероятность того, что это расписание совпадёт с реальным крайне мала. Это бы ещё ладно, гораздо хуже, то, что и на месте узнать это самое расписание невозможно. Автобусная станция в Албании представляет собой просто скопище автобусов - ни расписания, ни кассы, ни вокзала. В лучшем случае, имеются ларьки отдельных компаний, где продают билеты.
Действовать нужно так. На автостанции сначала ищешь автобус с нужной табличкой. В этом смысле, нужно заранее подготовиться, поскольку автобус может ехать в другой город, но проезжать нужный. Если ничего не нашлось - опрашиваем водителей. Как правило, в результате их общения между собой, выясняется, что искомый автобус имеется, но откуда и когда он отправляется - неизвестно. Поэтому нужно ехать до трассы из Тираны в требуемый город ( а это может быть в совершенно противоположной стороне) и там ловить маршрутку. И это не единичный случай, а система. Чуть ли не весь транспорт в Албании двигается по направлению из Тираны или в Тирану.
Неудивительно, что любое перемещение отнимает не меньше, чем полдня и приличную сумму денег, поскольку платить приходится за езду зигзагами.
Пример, иллюстрирующий вышесказанное. Еду из Берата в Жирокастру (два самых туристических албанских города). Расстояние 120 км., почти строго на юг, переезд должен бы занять около двух с половиной часов. Мой маршрут: Берат-Леван - 70 км. строго на восток, два часа по просёлочным дорогам, Леван-Жирокастра - 100 км., ещё два часа.
Можно передвигаться на попутках. Это дело в Албании очень развито - если проезжающий водитель видит стоящего на обочине человека, обязательно остановится, чтобы заманить его в машину. :) Но тут нужно представлять, сколько примерно может стоить проезд по данному маршруту на автобусе, чтобы не слишком переплачивать. Ну и проблема языкового барьера может возникнуть.

Вот такая экзотика. А всё-таки, было интересно. :)




Монеты Албании












К СПИСКУ ПУТЕШЕСТВИЙ










         

 



©2012